суббота, 9 февраля 2013 г.

что означает имя гостята

Считалось, если младенец, когда крестная принимает его от купели на ризки , громко плачет или чихнет значит жить новорожденному счастливо и хорошо. В исключительных случаях, если ребеночек был болен, его могли окрестить в доме. Важно, чтобы обряд проходил не в той комнате, в которой младенец родился. Здесь же малышу давали имя и очистительную молитву матери. Воду из купели после крещения следует выливать так, чтобы на нее не могла ступить ни собака, ни кошка, тем более ее нельзя вылить в помои. В противном случае судьба ребенка будет замарана , не сложится. Нужно найти укромное место, куди никто не заходит. Предусматривался, кстати, случай, если церковь далеко; крестила тогда специальная бабушка, которую называли крещальницей (в основном такие женщины практиковали в сообществах старообрядцев-беспоповцев). Два часа после крещения ребенка нельзя кормить. Кум и кума те же два часа не должны присаживаться чтоб крестник скорее на ножки встал , заходил. Когда крестные приносили дитя домой, мать принимала его в шубу, вывернутую наизнанку. Считалось, это поможет человечку в будущем стать богатым, тороватым, да добра чтобы у него было не счесть . Только здесь родители узнают, какое священник дал ребятенку имя. Родителей поздравляли: Как видели мы Раба божьего под Крестом, дай нам Бог увидеть его под венцом! Праздничный крестильный стол собирает только родственников и близких друзей, в число которых попадают и кум с кумой. Гости (все обязательно должны быть женатыми, холостые на крестины не допускались) несли подарки: рубашки, пеленки, полотенчики. Мальчику еще деньги дарили, а вот девочке не положено было денег. Подарки принимала родильница: она сидела на кровати и раскладывала гостинцы вокруг себя. Главное (и ритуальное) украшение крестильного стола - сладкий пирог. Очень странно, но число

Ребенка старались окрестить как можно скорее. Умерший некрещеным младенец в народном представлении попадал в разряд заложных покойников , застрявших между этим светом и тем . Заложные покойники могут превращаться в леших и водяных, а девочки - в русалок. Согласитесь, участь не слишком завидная впрочем, это с какой стороны посмотреть. Умершего некрещеным младенца даже на кладбище было запрещено хоронить. Обычно, прежде чем крестить малыша, ждали, когда у него пуповинка высохнет и отпадет. Да и мать должна после родов окрепнуть Но если ребеночек был слабеньким, несли в церковь и раньше, а то и священника на дом приглашали. До крестин младенчика одного в комнате не оставляли ведь у него, некрещеного, нет еще ангела-хранителя, некому оборонить его некрещеную душеньку от злых духов! А то и домовой переменит ребеночка в зыбке Отец ребенка шел выбирать кумовьев , будущих крестных родителей малыша. В кумовья могли выбрать и близких, и просто знакомых, но только чтобы по-доброму кумовья были настроены к новорожденному. Считалось, что у крестного легкая рука должна быть, то есть он должен быть удачливым человеком, у которого в руках дело спорится. Поскольку рожали помногу, один человек мог стать крестным отцом (или матерью) целого выводка детишек. Крестных родителей еще купельщиками называли, потому что они ребеночка непосредственно к святой купели подносили. Или божатками потому что к Богу малыша приносят. Купельщицей не могли стать беременная женщина, или незамужняя. Мальчику обязательно нужно иметь крестного отца и мать; девочке достаточно одной лишь матери. Крестный дарит своему крестнику крестик, а крестная подготавливает крестильную рубашку (нужно, чтобы она обязательно новая была) и ризки (полотнище из ситца или холста, на которое после купели ребенка принимали). Священнику дарили полотенце. Принято было, чтобы младенца в церковь несла бабка-повитуха, а из церкви кума-божатка. Родители при крещении не присутствуют. Родная бабушка несла младенца и передавала куме со словами: Бери некрещеного привези посвященного! Потом брала три ломтя посоленного хлеба и подносила их ко рту малыша, матери и отца. После крещения два ломтя оставляли священнику, а один привозили домой и прятали за икону. Или другой вариант: бабушка выламывала из веника вилочку , обводила ею три раза круг вокруг головки младенца и произносила: Как этому венику тихонько в углу стоять, так этому младенцу тихонько-споконько купелю спринимать! Само таинство крещения описывать не буду, ибо мы, русские люди, наверняка все неоднократно видели воочию. По счастью за два тысячелетия христианства Православная Церковь обряды изменила незначительно. Скажу только, что во время обряда ребеночка держит кума и обязательно в левой руке. После троекратного опускания в купель священник отдает младенца куму, а он уже куме. Волосики, которые батюшка выстригает и скручивает с воском, кидаются в купель. Родные смотрели: утонет комочек или нет (желательно, чтобы плавал). Еще смотрели, впитывает ли кожа ребенка елей, которым его помазает священник (если входит будет жить). Снова вынужден повториться, что из-за большой детский смертности бытовало множество примет, по которым можно было ответить только лишь на один вопрос: выживет ли?

Для того, чтобы скачать книгу в FB2, достаточно кликнуть на названии:

Активные ссылки на книги, которые я постепенно перевожу в удобочитаемую форму (просто надо кликнуть по картинке):

Библиотечка в форматах FB2 и PDF:

Другой ресурс автора (он о фотографии):

Не забывайте, пожалуйста, что на территории РФ действует Авторское право, согласно которому чужое тырить нехорошо. Впрочем, некоммерческое использование текстов, их фрагментов или фотографических изображений автор всячески приветствует.

Михеев Геннадий Александрович

Знакомьтесь: Россия...

Наше русское 2 / Наше, русское... / Душа русского / Главная /

Комментариев нет:

Отправить комментарий